Отличительные черты икон XVII века

Отличительные черты икон XVII века

Русская икона 17-го века – коллекционная редкость, даже если речь идет о неизвестном авторе. Работы признанных мастеров этого периода Зубова, Чирина, Ушакова, Никитина – бесценны, и купить их практически невозможно.

Иконы 17 века в России специалисты называют еще инерционными: никакого собственного развития отечественная иконопись в этом столетии не приобрела, ориентируясь преимущественно на зарубежные образцы. Кроме того, государственная иконопись к середине века государственная иконопись поступила в распоряжение Оружейной палаты, где уже тогда действовал устав и нормы, дополнительно тормозящие творчество.

Безусловно, содержат некоторые иконы 17 века примеры самобытности: легендарный «Вседержитель» и «Казанская Богоматерь», относящиеся к данному периоду, невозможно ни забыть, ни спутать с другими работами – для икон характерна очень тщательная прорисовка одежд и даже вполне удачные попытки придать объем изображению.

Эксперты называют в качестве основных признаков принадлежности работ к 17 столетию следующие:

  • Активное использование красного цвета и его оттенков в начале века и приглушенно-землистых – в конце.
  • Зачатки линейной перспективы в сюжетных иконах.
  • Заимствование сюжетов у европейских авторов с поправками на православие.
  • Разделение на сельскую и городскую иконописи, различные по технике и изначальной концепции иконы.

Как видно, отличительные черты икон 17 века российских мастеров присутствуют, однако рассмотреть и расшифровать их может только профессионал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *